Социальные гарантии для беременных

                                                           

                                                          Семья, детство, материнство

                                     и отцовство охраняется государством.

          Конституция Украины

                                     

Беременность - это огромная радость, море незабываемых ощущений и большая ответственность. Здоровье беременных женщин требует особого внимания и заботы. Юридические стороны этого вопроса регламентированы рядом законодательных и нормативно-правовых актов.


Пожалуй, самый важный аспект для беременной женщины это баланс между биологической функцией женщины, заключающейся в деторождении и социально-трудовой значимостью.

С этой целью Кодекс законов о труде Украины (далее по тексту - КЗоТ) устанавливает ряд гарантий и льгот для беременных женщин.

Так, законодательство Украины запрещает работодателю отказывать в приеме на работу, снижать заработную плату, увольнять по инициативе собственника или уполномоченного им органа женщину по мотивам ее беременности (ст. 184 KЗоТ).

Обжалование перечисленных нарушений производится в суде в трехмесячный срок (ч. 1 ст. 233 KЗоТ) при наличии письменного отказа о приеме на работу, копии приказа о снижении заработной платы, в случае увольнения - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении.

Увольнение по инициативе предприятия, учреждения, организации, где работает беременная женщина, вообще возможно только в случае полной ликвидации предприятия (учреждения, организации), обязательным условием при этом является ее трудоустройство. За отказ в приеме на работу или за другие грубые нарушения законодательства о труде в отношении беременных женщин виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 172 Уголовного Кодекса Украины.

Согласно ст. 176 KЗоТ  не допускается: привлечение беременных женщин к работе в ночное время, к сверхурочным работам, и работам в выходные дни, а также направление в командировку.

Статьей 178 KЗоТ  гарантирован перевод беременных (в соответствии с медицинским заключением) на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, снижение нормы выработки или нормы обслуживания с сохранением средней заработной платы.

При этом до решения вопроса о переводе беременной женщины на более легкую работу с исключением неблагоприятных воздействий женщина временно не выполняет работу. За все пропущенные в этот период рабочие дни за ней сохраняется средний заработок

В случае если  на более легкой работе заработок женщины  выше заработка на прежней работе, выплачивается фактический заработок. Если же заработок женщины до перевода был выше, то его размер сохраняется и после перевода работающей беременной женщины. Отметка о временном переводе женщины на более легкую работу в трудовую книжку не вносится.

На период обследования в специализированных медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средняя заработная плата.

Поскольку на основании Постановления Кабинета Министров Украины № 268 от 15.10.1991 г. "О сохранении средней заработной платы за беременными женщинами на период обследования в специализированных медицинских учреждениях" за период обследования беременной женщины в специализированных медицинских учреждениях листок нетрудоспособности не выдается, основанием для сохранения среднего заработка в данном случае является справка медицинского учреждения.

По соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом согласно ст. 56 KЗоТ по заявлению беременной женщины ей может быть установлен неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. При установлении неполного рабочего времени оплата производится за фактически отработанное время (выполненный объем работ). За лицами, работающими на условиях неполного рабочего времени, сохраняются те же права, что и за работающими на условиях нормального рабочего времени.

Одной из главных гарантий беременным женщинам в современной Украине является предоставление женщине оплачиваемого отпуска по беременности и родам.

В соответствии со ст. 179 KЗоТ и  ст. 38 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением" продолжительность отпуска в связи с беременностью и родами исчисляется суммарно и составляет 126 календарных дней (140 в случае рождения 2 и более детей и в случае осложненных родов). Дородовой отпуск - 70 календарных дней, послеродовой - 56 (в случае рождения 2 и более детей и в случае осложненных родов - 70 календарных дней). Продолжительность отпуска для беременных женщин, которые относятся к 1-4 категории лиц пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, составляет 90 дней до родов и 90 дней - после родов.

Все время отпуска женщины по беременности и родам оплачивается.

При этом пособие для застрахованных лиц выплачивается на основании ст. 38 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением". Начисляется данное пособие по месту основной работы на основании листка нетрудоспособности исходя из 100 процентов средней заработной платы.

Незастрахованным лицам пособие выплачивается на основании ст. 7 Закона Украины  "О государственной помощи семьям с детьми".

Согласно ст. 9 данного Закона и Постановлению Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми" № 1751 от 27.12.2001 незастрахованным лицам пособие выплачивается в размере 100 процентов среднемесячного дохода (стипендии, денежного обеспечения, пособия по безработице и т. п.) женщины, но не менее 25 процентов прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица из расчета за месяц.

На основании ст. 180 KЗоТ и ст. 10 Закона Украины  «Об отпусках»  беременная женщина имеет право перед отпуском по беременности и родам или после него использовать ежегодный и дополнительный отпуска. Основанием для этого служат ее заявление и справка медицинского учреждения.

Кроме вышеперечисленных льгот и гарантий установленных законодательством для беременных женщин в соответствии со ст. 185 KЗоТ собственник или уполномоченный им орган должен в случае необходимости выдать беременным женщинам  путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь.

Однако размер материальной помощи, которую собственник должен предоставить беременной женщине, не установлен ни одним документом, он зависит только от финансовых возможностей предприятия и условий коллективного договора.

         Итак, в период беременности женщина, согласно действующему законодательству Украины, имеет ряд гарантий и льгот, а уходя в отпуск по беременности и родам она получает пособие, которое в народе принято называть «декретные».

         Появление малыша для женщины очень важное и волнующее событие в жизни. Однако оно сопряжено и появлением многих хлопот, забот, усилий, материальных затрат.

         Учитывая невозможность женщины в послеродовой период обеспечить себя и своего ребенка материально, исполняя трудовую функцию, законодатель Украины установил, что кроме оплаты помощи по беременности и родам, родившие женщины в Украине имеют право на два вида пособий: помощь при рождении ребенка и помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Помощь при рождении ребенка, согласно законодательству Украины, выплачивается в таких размерах:

По окончанию отпуска по беременности и родам, молодая мама может выйти на работу, либо уйти в отпуск по уходу за ребенком (он же декретный отпуск). Однако в декрете она уже не будет получать среднюю зарплату ежемесячно. Женщине в отпуске по уходу за ребенком полагается лишь сумма, выплачиваемая предприятием из средств Фонда государственного страхования (а если мама не работает – она может получать эти деньги через районный орган социального обеспечения). К сожалению, на сегодняшний день, сумма пособия по уходу за ребенком оставляет желать лучшего.

Сумма пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста зависит от размеров прожиточного минимума и дохода семьи. А точнее, она составляет разницу между 50 процентами прожиточного минимума для трудоспособных лиц и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев, но не менее 130 грн.

         Подводя итог вышеописанному делаем вывод о том, что на законодательном уровне беременная женщина в нашем государстве хорошо защищена. Но так ли это на практике? К сожалению, юридическая практика знает случаи грубого неисполнения императивных норм законодательных актов в сфере социальных гарантий беременным женщинам.  

Встретившись с такими нарушениями лично, не стоит опускать руки. Никогда не стоит забывать о своем, гарантированном Конституцией Украины, праве на судебную защиту или бояться им воспользоваться.