В данном блоге Вашему вниманию предоставлены ответы наших юристов на Ваши вопросы и полезные юридические статьи.
ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ В УКРАИНЕ
Одной из базовых потребностей каждого человека является наличие собственного жилья. Без удовлетворения этой потребности о полноценной счастливой жизни говорить не приходится. Однако в нашем государстве нередки случаи, когда человек имеет жилье, но обитание в нем чревато существенной угрозой для его жизни и здоровья. Речь идет об аварийном или так называемом «ветхом» жилье, которое в Украине составляет значительную долю в общем жилом фонде и к которому относятся строения, грозящие обрушением из-за физического износа, дефектов постройки или находящиеся под риском воздействия на них явлений стихийного характера (например затопления паводками, лавин, оползней).
Принятие решения о признании жилья аварийным находится в компетенции специальной межведомственной комиссии, которая должна включать в себя представителей местной администрации и органов, контролирующих пожарную, санитарную и экологическую безопасность.
В действующем украинском законодательстве отсутствует само понятие «ветхое жилье». Такое определение характерно для соседних стран, например, Российской Федерации, а также оно постоянно упоминается в обиходной речи украинцев, потому как имеет большое значение для простых жителей нашей страны.
Но, в законодательстве Украины есть определение домов, зданий и сооружений подлежащих сносу, что в общем-то, практически равнозначно «ветхому жилью». К таким жилым помещениям относится жилой фонд, процент физического износа которого составляет 70 и более процентов.
Законодательством независимой Украины вопросы решения проблем с изношенными сооружениями урегулированы крайне плохо. Поэтому во многих случаях приходиться руководствоваться законодательными актами еще бывшего Советского союза.
Согласно п. 1 постановления Совета Министров УССР № 189 от 1984 г. «О порядке обследования состояния жилых домов с целью установления их соответствия санитарным и техническим требованиям и признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания» работа такой комиссии должна осуществляться не реже чем 1 раз в 5 лет. Также стоит заметить, что на практике период времени от проведения комиссией осмотра до принятия нею решения о пригодности или непригодности здания для проживания в нем физических лиц обычно затягивается на достаточно длительное время.
В случае признания дома непригодным для проживания лица, обитающие в нем, подлежат выселению. При этом следует учесть, что право на предоставление государством иного обустроенного жилого помещения (ст. 111, 112 ЖКУ) имеют исключительно наниматели квартир, относящихся к государственному или общественному фонду. Собственники жилья, подлежащего сносу, переоборудованию в нежилой фонд и т.д., не могут претендовать на компенсации от государства, поскольку, согласно утвержденному постановлением КМУ № 572 «Порядку участия в организации и финансировании ремонта приватизированных жилых домов их предыдущих собственников» бремя ответственности за состояние принадлежащего им на праве собственности недвижимого имущества ложится полностью на плечи нынешних владельцев дома. Соответственно государственные организации или предприятия на балансе которых ранее находилось ныне приватизированное жилье на сегодняшний день не несут по отношению к нему никаких обязанностей (помимо обязанности осуществления первого ремонта). Кроме этого люди, приватизировавшие аварийное жилье, лишаются права на приватизацию иного жилого помещения, в связи с тем, что это право может быть использовано только один раз.
Но выход из сложившейся ситуации все же имеется в виде заинтересованности в застройке данной местности инвесторами, согласно программы реконструкции местности в которой расположено строение, либо же необходимости государства использовать указанное здание для общественных потребностей.
В первом случае владелец ветхого жилья может заключить договор с инвестором о предоставление ему равноценного жилья либо определенной экспертами денежной компенсации.
Во втором случае владелец заключает с городской администрацией нотариально заверенный договор купли-продажи или мены указанного аварийного жилья и приобретает взамен денежную компенсацию на сумму определенную самой администрацией или независимыми экспертами (при условии если сумма предложенная администрацией покажется владельцу жилья заниженной).
Несмотря на ряд подзаконных актов регулирующих жилищные вопросы украинцев, в том числе и в случае необходимости замены жилой площади в связи с физическим износом, основным нормативным актом этой сферы, все же остается Жилищный Кодекс Украины.
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, берутся на учет для получения жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда и вносятся в единый государственный реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок ведение которого определяет Кабинет Министров Украины.
Для получения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий необходимо обращаться в местные органы исполнительной власти по месту жительства (регистрации), где такие лица будут внесены в реестр (очередь).
Надо сказать, что ожидание своей очереди, к большому сожалению, на практике временами превращается в пожизненное состояние, поэтому описанные выше процедуры взаимодействия с инвесторами или заключение договора купли-продажи или мены указанного аварийного жилья с городской администрацией (если это возможно) может оказаться более быстрым и действенным путем.
Новости и акции Отзывы клиентов Юридический блог Задать вопрос Вопрос-ответ Карта сайта
© 2010 - 2019 |
61001, г. Харьков, Украина ул. Шевченко, 32; оф. 228 |
|
Тел. (066) 090-21-32 Тел. (095) 160-59-90 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
|