Я сама


или


Юридические аспекты жизни одинокой матери в современной Украине

 

 

Прекрасный и в тоже время сложный период беременности неизбежно заканчивается. Проходит всего несколько дней и мама с маленьким сверточком на руках возвращается домой. К большому сожалению, далеко не каждую женщину с ее крохой забирает домой любящий муж с большим букетов цветов. Таких женщин мы называем одинокими матерями, или матерями-одиночками. Однако не только женщинам с такой судьбой приходится воспитывать свое чадо самостоятельно. Часто, родившие в браке женщины, со временем тоже стают одинокими. На сегодняшний день число распадающихся браков очень велико.


Кто же они,  одинокие матери, - родившие ребенка без мужа? Относятся ли к ним разведенные женщины? Или вдовы?

Действующим законодательством Украины понятие "одинокая мать" определяется по-разному, и применяется в зависимости от того, на какое правоотношение оно распространяется.

Один из самых важных вопросов в жизни одиноких матерей, регулируемых законодательством Украины, является гарантированный государством уровень материальной поддержки семей с детьми путем предоставления государственной денежной помощи установленной Законом Украины "О государственной помощи семьям с детьми".

В соответствии с указанным Законом среди прочих видов государственной денежной помощи семьям с детьми существует помощь на детей одиноким матерям.

Право на получение помощи на детей имеют одинокие матери (которые не находятся в браке), одинокие усыновители, если в свидетельстве о рождении ребенка (решении об усыновлении ребенка) отсутствует запись об отце (матери) или запись об отце (матери) произведена в установленном порядке государственным органом регистрации актов гражданского состояния по указанию матери (отца, усыновителя) ребенка.

Кроме того, право на такую помощь имеют вдовы и вдовцы с детьми, мать (отец) детей в случае смерти одного из родителей, брак между которыми был расторгнут ко дню смерти, и которые не получают на них пенсию по потери кормильца или государственную социальную помощь.

Женщина, которая имеет детей от лица, с которым она не находилась и не находится в зарегистрированном браке, но с которым она ведет общее хозяйство, вместе проживает и воспитывает детей, не будет иметь права на получение помощи, установленной на детей одиноким матерям. При регистрации этой женщиной брака с лицом, от которого она имеет детей, помощь на детей, родившихся от этого лица, не назначается.

Следует отметить, что условия назначения и выплаты помощи на детей одиноким матерям определяет Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, который утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001 г. № 1751.

Согласно этому Порядку помощь на детей одиноким матерям назначается при наличии соответствующей справки государственного органа регистрации актов гражданского состояния об основаниях внесения в книгу регистрации рождений сведений об отце (матери) ребенка.

Правила регистрации актов гражданского состояния в Украине, утверждены Приказом Министерства юстиции Украины 18.11.2003 г. №140/5, указывают: ”Если мать ребенка не состоит в браке и не имеет совместного заявления родителей, заявления отца о признании отцовства или решения суда, то по заявлению матери фамилия отца ребенка указывается по фамилии матери, а имя и отчество - по желанию матери".

Помощь на детей одиноким матерям назначается независимо от получения на детей других видов помощи. Помощь на детей одиноким матерям, одиноким усыновителям (вдовам, вдовцам), матерям (родителям) в случае смерти одного из родителей, брак между которыми был расторгнут ко дню смерти, которые имеют детей в возрасте до 18 лет (если дети учатся на дневной форме обучения в высших учебных заведениях I - IV уровня аккредитации и профессионально-технических учебных заведениях, до окончания учебы, но не дольше чем по достижению ими 23 лет), предоставляется в размере, который равен разнице между 50 процентами прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев, но не менее чем 30 процентов прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста.

Относительно перечня документов, которые необходимы для назначения помощи на детей одиноким матерям необходимо указать, что в Управление труда и социальной защиты населения по месту проживания подаются:

Усыновители подают также копию решения суда об усыновлении.

Таким образом, определенное Законом Украины "О государственной помощи семьям с детьми" понятие "одинокая мать" применяется лишь для назначения государственной помощи на детей одиноким матерям в соответствии с нормами этого Закона и не распространяется на другие виды правоотношений, в частности на трудовые правоотношения.

Применительно к трудовым правоотношениям определение «одинокая мать» отражено в Постановлении Пленума Верховного суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 6 ноября 1992 года № 9.

В соответствии с п. 9 этого Постановления одинокой матерью следует считать женщину, которая не находится в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери; вдову; другую женщину, которая воспитывает и содержит ребенка сама (например, женщину, которая, не находясь в браке, усыновила (удочерила) ребёнка).

Ребенком считается лицо в возрасте до 18 лет (до совершеннолетия), если согласно закону, применяемому к нему, он не получает права совершеннолетнего раньше.

Участие отца или других лиц в содержании ребенка не лишает матери статуса одинокой.

Кодексом законов о труде Украины  (далее по тексту, - КЗоТ) предусмотрен ряд гарантий для работающих женщин в целом, и одиноких матерей, в частности.

Так, согласно ст. 184 КЗоТ Украины запрещается отказывать одинокой матери (при наличии у нее ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида) в принятии на работу и снижать ей заработную плату.

При отказе в принятии на работу указанным категориям женщин собственник или уполномоченный им орган обязаны сообщить им причины отказа в письменной форме. Отказ в принятии на работу может быть обжалован в судебном порядке.

Многие руководители испытывают большой соблазн рассчитать сотрудницу, как только по офису распространяется слух о грядущем прибавлении в ее семействе. Еще больше он становится в условиях всеобщей паники, которая возникла из-за финансового кризиса. Оно и понятно - платить деньги человеку, который может большую часть рабочего времени отсутствовать на рабочем месте, работодателям не слишком хочется. Видимо, именно поэтому в законе прописано несколько правил, которые запрещают увольнять работниц в интересном положении.

Увольнение одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством.

Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется также в случаях их увольнения после истечения срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более чем на три месяца со дня истечения срочного трудового договора.

Согласно ст. 19 Закона Украины "Об отпусках" женщине, которая работает и имеет двух или больше детей в возрасте до 15 лет, или ребенка-инвалида, или которая усыновила ребенка, одинокой матери, отцу, который воспитывает ребенка без матери (в том числе в случае продолжительного пребывания матери в лечебном учреждении), а также лицу, которое взяло ребенка под опеку, предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней (ст. 73 КЗоТ Украины).

Кроме того, в жилищном и налоговом законодательстве для одинокой матери как женщины, которая воспитывает ребенка без отца, также предусмотренные некоторые льготы.

Так, ст. 45 Жилищного Кодекса Украины предусмотрено, что одиноким матерям, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются в первую очередь.

Ст. 12 Закона Украины "О жилищном фонде социального назначения", определяет правовые, организационные и социальные основы государственной политики относительно обеспечения конституционного права социально незащищенных слоев населения Украины на получение жилья, определено, в частности, что одинокие матери имеют право первоочередного получения квартир или жилых домов из жилищного фонда социального назначения, при наличии у них права на получение такого жилья.

Не стоит забывать и о налоговой социальной льготе для одиноких матерей. Так, согласно ст. 6 Закона Украины "О налоге с доходов физический лиц" налогоплательщик, который является одинокой матерью или одиноким отцом (опекуном, попечителем), имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в размере равном 150 процентам суммы льготы в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.

Из вышеописанного следует вывод о том, что на законодательном уровне, женщины, воспитывающие ребенка самостоятельно, по той или иной причине, юридически защищены.

Однако на практике размер выплачиваемой государственной помощи одиноким матерям не соответствует требованиям реалий сегодняшнего дня, а жилищные вопросы вообще практически мертвая зона.

В связи с этим одиноких матерей можно отнести к категории социально незащищенных слоев населения, нуждающихся в материальной помощи.

Хотелось бы также отметить тот факт, что законодатель устанавливает права и льготы не только для одиноких матерей, но и для одиноких отцов. Последних сегодня в государстве Украина насчитывается намного меньше, чем одиноких матерей, однако и одинокие отцы и одинокие матери заслуживают на защиту государства.